Итоговое собеседование в 9 классах

Нормативные документы:

1. Федеральный закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
3. Распоряжения Комитета по образованию «Об утверждении Порядка проведения и проверки итогового собеседования по русскому языку в Санкт-Петербурге» от 14.12.2021 № 3296-р.

Для обучающихся 9 классов (выпускников текущего года) допуском к ГИА по образовательным программам основного общего образования является итоговое собеседование (экзамен), которое проводится в обязательном порядке.

Сроки проведения собеседования в 2021/22 учебном году: во вторую среду февраля — 9 февраля 2022 г.

Что собой представляет экзамен?

Итоговое собеседование — это работа с текстами. Состоит оно из 4 заданий: чтение вслух, подробный пересказ, монолог, диалог. Время на подготовку каждого задания — 1–2 минуты.

Первое задание включает в себя выразительное чтение текста. Оценивается это задание всего 2 баллам. Экзаменующемуся необходимо прочитать текст, интонационно соблюдая его пунктуационное оформление. Темп чтения должен соответствовать коммуникативной задаче.

Второе задание — пересказ текста. С этого года главное условие получения 5 максимальных баллов за задание №2 является пересказ, близкий к тексту. Степень подробности пересказа не уточняется, главный упор на сохранение в пересказе всех микротем текста. Добавление микротемы, не соответствующей смысловому делению текста, также является ошибкой. В этом задании включена работа с высказыванием, которое учащийся должен вставить в свой пересказ. При наличии одной фактологической ошибки ученик получает 0 баллов. В этом же задании оценивается правильность речи, получить заветные 4 балла можно при условии соблюдения речевых, орфоэпических и грамматических норм.

Третье задание представляет собой монологическое высказывание, в котором должно быть не менее 10 фраз по теме. Здесь также обращается внимание на соблюдение речевых норм.

Четвёртое задание — диалог. Его проводит учитель-собеседник. При затруднениях учащегося (например, сложно вступить в диалог) учитель-собеседник помогает ему наводящими вопросами.

Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов. Общее количество баллов за выполнение всей работы — 20.

Экзамен проводится в своей школе. Действует система «зачёт»/ «незачёт».

Продолжительность проведения ИС-9 для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15–16 минут.

Есть и определённые трудности:
• формат устного экзамена с видеофиксацией ответов для многих участников оказался трудным из-за волнения и стеснительности некоторых детей;
• собеседование проводит не учитель русского языка и литературы;
• при подготовке участника собеседования к ответам на вопросы есть ограничение по времени — некоторых это нервирует;
• самым сложным испытанием оказалось задание №2 — пересказ текста. (при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте).

В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование участник вправе пересдать итоговое собеседование в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая).

Повторно допускаются к итоговому собеседованию в дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и первый рабочий понедельник мая) следующие участники:

• получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
• не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
• не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

В феврале прошлого года с первой попытки все учащиеся нашей школы  получили «зачёт».

Какие плюсы в формате проведения ИС можно отметить?

1. Экзамен проводится в своей школе, а «домашние» экзамены всегда вызывают меньше страхов и стрессов.
2. Итоговое собеседование длится не более 15 минут, так что испытание очень короткое по времени.
3. За итоговое собеседование не ставятся оценки — действует система «зачёт/незачёт».
4. Критерии оценивания вполне лояльные: надо набрать не менее 10 баллов.
5. В случае осечки или отсутствия по болезни есть целых две попытки пересдачи экзамена.

Какие трудности в сдаче устного экзамена были выявлены в прошлом году?

1. Формат устного экзамена с видеофиксацией ответов для многих участников оказался трудным из-за волнения и стеснительности некоторых детей.
2. При подготовке участника собеседования к ответам на вопросы есть ограничение по времени — некоторых это нервирует.
3. Самым сложным испытанием оказалось задание №2 — пересказ текста. Дело в том, что при пересказе необходимо отразить все 4 микротемы, имеющиеся в тексте.
4. Сроки проверки 5 календарных дней. Конечно, было бы спокойнее, если бы результаты объявляли бы учащимся в день экзамена.

Общая информация об экзамене:

Дата проведения — 9 февраля 2022 года.
Формы проведения: очная/дистанционная
Продолжительность экзамена — не более 16 минут.

Контрольно-измерительные материалы:

Количество заданий — 4.
Задание № 1 — чтение вслух.
Задание № 2 — подробный пересказ текста.
Задание № 3 — монолог.
Задание № 4 — диалог.
Время на подготовку к каждому заданию — 1–2 минуты.

В случае получения за итоговое собеседование неудовлетворительного результата учащийся вправе пересдать итоговое собеседование в текущем году в дополнительные сроки, установленные Порядком ГИА-9 (09.03.2022, 16.05.2022).

 

<< Вернуться на предыдущую страницу

ГБОУ СОШ № 263 © 2024
Go to Top